Дальше… как нам применить эти цифры? Во многих торговых компаниях проверки методом «Тайный покупатель» включены в мотивацию для продавцов. Допустим, проверка проводится раз в квартал, либо ежемесячно. По итогам проверки, продавцы получают премию по следующей схеме:
Набрали 100 % - получают премию 40 %
Набрали от 90 -99 % - получают 30%
Набрали от 80-89 % - ничего не получают
Набрали менее 80 % - депремируются.
В таком случае, если коллектив магазина будет знать, что может заработать дополнительный бонус за качественное выполнение проверки, будет повышаться их мотивация. Если мы применяем проверку Тайный покупатель, без поддержки материальной, то, скорее всего, продавцы будут воспринимать это, как дополнительную нагрузку.
Также нужно определиться, какую проверку вы будете проводить со вскрытием, либо без вскрытия. Без вскрытия, тайный получает инструкцию, приходит в магазин, делает проверку, затем в течение двух часов заполняет анкету и отправляет её заказчику. Как правило, такой вид проверки сопровождается аудиозаписью. Со вскрытием, тоже самое, только после проверке тайный проверяющий сразу заполняет анкету и предлагает ознакомиться с данными проверки менеджеру магазина. После этого анкета, подписанная с обоих сторон, отправляется заказчику.
Какие риски в обоих случаях? Если проверка со вскрытием, есть вероятность, что менеджер магазины вступит в сговор с тайным покупателем, и он изменит результаты анкеты. В проверке без вскрытия, многие моменты сложно доказать, и тогда коллектив магазина чувствует не справедливое отношение к себе, что снижает их мотивацию к работе.
Выбор остаётся всегда за заказчиком, нужно учитывать внутренние особенности компании, цели проверки, количество магазинов и т.д.
Пример анкеты тайного для магазинов одежды/ белья:
Время входа |
выхода |
Дата проверки |
Магазин (город, адрес) |
№ проверки |
ВНИМАНИЕ!!! Обязательно запишите фамилию продавца,
который Вас обслуживал, и ФАМИЛИЮ КАССИРА, работу которого Вы оценивали
ФИО ПРОДАВЦА_______________________________________________________________________
ФИО КАССИРА_________________________________________________________________________
Фамилия тайного интервьюера __________________________________________________________________________
Кол-во продавцов (в том числе и кассира (ов)) в магазине (сколько Вы смогли сосчитать) _____
Количество покупателей в магазине (среднее) ____
Очередь в примерочную: _____ человек Время, которое вы стояли в примерочную: ______ минут
Очередь в кассу: ____ человек Время, которое последний в очереди покупатель, стоял в кассу: _____ минут
РАЗДЕЛ 1. ПРОДАВЦЫ |
||||||||||
1 |
Продавцы не облокачиваются на оборудование, кассовый стол или стены
|
1 |
0 |
|
||||||
2 |
Продавцы не разговаривают по мобильному телефону в торговом зале
|
1 |
0 |
|
||||||
3 |
Продавцы не собираются группами, не ведут посторонние беседы в торговом зале. (Примечание: «посторонними» считаются беседы, не касающиеся текущих вопросов, связанных с обслуживанием покупателей или работой торговой точки. Примеры посторонних бесед: о погоде, о семье, о личных проблемах и т. п. ). |
2 |
0 |
|
||||||
4 |
У всех продавцов и кассиров есть бейдж. |
1 |
0 |
|
||||||
Комментарии к разделу 1 (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! расшифровать оценку «0» - что именно было не соблюдено)
|
||||||||||
РАЗДЕЛ 2. ОБСЛУЖИВАНИЕ |
||||||||||
5 |
ВНИМАТЕЛЬНО ОТНЕСИТЕСЬ К В.12. СОБЛЮДАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ – НЕ ПОДХОДИТЕ К ПРОДАВЦУ СРАЗУ, ОГЛЯДИТЕСЬ 5-7 МИНУТ ОБЯЗАТЕЛЬНО. ДАЙТЕ ПРОДАВЦУ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО К ВАМ ПОДОЙТИ. ЕСЛИ В ТЕЧЕНИЕ 5-7 МИНУТ ПРОДАВЕЦ К ВАМ НЕ ПОДОШЕЛ, ПОДОЙДИТЕ К НЕМУ САМИ. ОБЩЕНИЕ С ПРОДАВЦОМ НЕОБХОДИМО НАЧАТЬ С ОБЩИХ ФРАЗ – «Помогите подобрать белье», «У Вас есть какие-нибудь новые модели?» и т.д.
Примечание: «свободный продавец» - это продавец, который в течение первых 5-7 минут Вашего пребывания в торговой точке не обслуживал ни одного покупателя. К понятию «обслуживание покупателя» не относится короткий диалог между покупателем и продавцом, состоящий из одного вопроса и одного ответа («вопрос покупателя - ответ продавца»), длящийся менее 1 минуты.
ВОЗМОЖЕН ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА |
|||||||||
5.1 |
В зале были свободные продавцы, но НИКТО ИЗ НИХ НЕ ПОДОШЕЛ К ТАЙНОМУ ПОКУПАТЕЛЮ В ТЕЧЕНИЕ 1-2 МИНУТЫ (в небольшом магазине) и 3-5 МИНУТ (в большом магазине). Поэтому ТАЙНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ ПЕРВЫМ ПОДОШЕЛ К ПРОДАВЦУ. |
0
|
||||||||
5.2 |
В зале были свободные продавцы. ПРОДАВЕЦ ПЕРВЫМ подошел к тайному покупателю с нестандартными фразами «Себе или в подарок?» или обратил внимание на акцию, похвалил покупателя («Действительно хорошая модель») и другие нестандартные вопросы
|
1 |
||||||||
5.3 |
В зале не было свободных продавцов – все из них обслуживали покупателей. Когда продавец освободился (даже, если это заняло более 5 минут), он не подошел к другому покупателю в течение 1-2 МИНУТЫ (в небольшом магазине) и 3-5 МИНУТ (в большом магазине), и ТАЙНОМУ ПОКУПАТЕЛЮ ПРИШЛОСЬ ПЕРВЫМ ОБРАТИТЬСЯ К ПРОДАВЦУ |
0 |
||||||||
5.4 |
В зале не было свободных продавцов – все из них обслуживали покупателей. Но ПРОДАВЕЦ ПЕРВЫМ подошел к ПОКУПАТЕЛЮ, когда освободился, даже если это заняло более 7 минут. При обращении к покупателю продавец использовал нестандартную фразу (например, «Себе или в подарок?» и т.п.) или обратил внимание на акцию, похвалил покупателя («Действительно хорошая модель») и другие нестандартные вопросы. Если освободившись, продавец НЕ подошёл, ставим «0». |
1 |
||||||||
ОПИШИТЕ СИТУАЦИЮ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ, КОТОРАЯ СЛОЖИЛАСЬ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ 5-7 МИНУТ ВАШЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В МАГАЗИНЕ (ЧТО ДЕЛАЛИ ПРОДАВЦЫ, НАСКОЛЬКО БЫЛИ АКТИВНЫ В ОБСЛУЖИВАНИИ КЛИЕНТОВ И Т.Д.)
КАКОЙ ВОПРОС БЫЛ ЗАДАН ПРОДАВЦОМ ДЛЯ ПРИВЕТСТВИЯ? (УКАЗАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!)
|
||||||||||
6. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ |
||||||||||
6.1 |
Продавец не задавал вопросов о предпочтениях (цвет, конструкция, модель), Тайный покупатель сам рассказал о своей потребности |
0 |
||||||||
6.2 |
Продавец задавал вопросы как В НАЧАЛЕ ОБЩЕНИЯ, так и ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ в процессе общения, был активен в выяснении потребности, интересовался мнением тайного покупателя, действительно ли модель подходит и т.д. |
1 |
||||||||
КАКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ БЫЛИ ЗАДАНЫ ПРОДАВЦОМ? (УКАЗАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО)
|
||||||||||
7. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОВАРА (ОДИН ВАРИАНТ) |
||||||||||
7.1 |
Продавец просто сориентировал покупателя в торговом зале |
0 |
||||||||
7.2 |
Продавец рассказал об особенностях, преимуществах товара (материал и/или особенности модели и/или внешняя привлекательность и пр.). КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА ОТМЕТИЛ ПРОДАВЕЦ? (УКАЗАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО)
|
1 |
||||||||
8 |
Продавец предложил примерить заинтересовавшие модели |
1 |
0 |
|||||||
9 |
Продавец предупредил, что может оказать помощь при примерке или оказывал помощь |
1 |
0 |
|
||||||
10 |
Продавец предложил дополнительные товары (ЧТО-ЛИБО, НЕ ОТНОСЯЩЕЕСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ВАШЕЙ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОКУПКЕ). Например, предложил дополнительно какую-то вещь, информировал об акции, скидках, спросил про возможность присылать смс, информировал о привозе нового товара ЧТО БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО?
|
1 |
0 |
|
||||||
11 |
Продавец без раздражения отреагировал на Ваш окончательный отказ от презентованных моделей, которые Вы одобряли на этапе «выявления потребностей» и собирались померить |
1 |
0 |
|
||||||
12. ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ПОКУПАТЕЛЕ (ОДИН ОТВЕТ) |
|
|||||||||
12.1 |
Продавец не заинтересован в покупателе, игнорирует покупателя или обслуживает без эмоций |
0 |
|
|||||||
12.2 |
Продавец очень заинтересован, ищет возможность помочь |
1 |
|
|||||||
РАЗДЕЛ 3. ОБСЛУЖИВАНИЕ НА КАССЕ (СТАВЬТЕ 1, ЕСЛИ КАССИР ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ОПЕРАЦИИ, УКАЗАННЫЕ В ПУНКТЕ) |
|
|||||||||
13 |
Кассир перечислил товар и размер |
1 |
0 |
|
||||||
14 |
Кассир проговорил сумму покупки |
1 |
0 |
|
||||||
15 |
Кассир проговорил полученную сумму |
1 |
0 |
|
||||||
16 |
Кассир пересчитал деньги на виду у покупателя |
1 |
0 |
|
||||||
17 |
Кассир проговорил сумму сдачи |
1 |
0 |
|
||||||
18 |
Кассир отдал покупателю чек вместе со сдачей |
1 |
0 |
|
||||||
19 |
Кассир аккуратно упаковал товар |
1 |
0 |
|
||||||
20 |
Кассир поблагодарил за покупку |
1 |
0 |
|
||||||
Комментарий Тайного покупателя:
Общее впечатление от посещения магазина:
Месторасположение магазина в городе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развеска в торговом зале, удобно ли найти нужный товар
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чистота (посторонние запахи в торговом зале)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Освещение, комфорт, музыка:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее впечатление от продавца (консультанта):
Заинтересованность в покупателе, обслуживание:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знание ассортимента (как быстро продавец смог найти нужный вам размер/модель; предложил нужную вам цветовую гамму/конструкцию)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите, насколько, по Вашему мнению, продавцы данного магазина заинтересованы в покупателях. Насколько они слаженно работают как команда
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы вы хотели изменить (довить) в этом магазине с точки зрения покупателя?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________